ещё
свернуть
Все статьи номера
5
Май 2016года
Вопрос – ответ

Закупки товаров, работ, услуг

В какой срок заказчик должен направить победителю запроса предложений итоговый протокол и контракт для подписания?

Согласно ч. 16 ст. 83 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) итоговый протокол и протокол проведения запроса предложений размещаются в единой информационной системе в день подписания итогового протокола.

Согласно ч. 17 ст. 83 Закона № 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением о проведении запроса предложений и окончательным предложением победителя запроса предложений, не ранее чем через семь дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, предусмотренного ч. 16 ст. 83 Закона № 44-ФЗ, и не позднее чем через двадцать дней с даты подписания указанного протокола.

В свою очередь, положениями Закона № 44-ФЗ не установлены сроки для направления заказчиком победителю запроса предложений контракта для дальнейшего его подписания.

С учетом имеющихся обычаев в предпринимательской деятельности (п. 1 ст. 5 ГК РФ), принципа добросовестности участников гражданских правоотношений (ст. 10 ГК РФ) заказчик должен направить контракт с тем расчетом, чтобы у победителя оставалось не менее 3–5 дней для подписания контракта со своей стороны.

Надо ли заказчику исполнять требования постановления Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352, если годовой объем выручки от продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг по данным годовой бухгалтерской отчетности за предшествующий календарный год не превышает 2 млрд руб.?

Согласно п. 2 ч. 8 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ) Правительство РФ вправе установить особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке, осуществляемой отдельными заказчиками, годовой объем закупки, который данные заказчики обязаны осуществить у таких субъектов, порядок расчета указанного объема, а также форму годового отчета о закупке у субъектов малого и среднего предпринимательства и требования к содержанию этого отчета.

Так постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 (далее – Постановление № 1352) утверждены положение об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема (далее – Положение), требования к содержанию годового отчета о закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц у субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – Требования), а также форма годового отчета о закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц у субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – Форма отчета).

В соответствии с п. 2 Постановления № 1352 данное Постановление № 1352 применяется в отношении:

  • юридических лиц, которые указаны в ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ, и годовой объем выручки которых от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг), по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий календарный год, составляет более 10 млрд руб., с 1 июля 2015 г.;
  • юридических лиц, которые указаны в ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ, и годовой объем выручки которых от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг), по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий календарный год, превышает 2 млрд руб., а также государственных компаний, созданных на основании федерального закона, с 1 января 2016 г.

Таким образом, если годовой объем выручки заказчика от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг), по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий календарный год, не превышает 2 млрд руб., то на него не распространяется Постановление № 1352.

Должен ли заказчик выждать 10 дней с даты размещения плана-графика на 2016 год в ЕИС прежде, чем начать осуществлять закупки?

В соответствии с ч. 2 ст. 112 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) на 2016 год заказчики осуществляют планирование на основании особенностей размещения в единой информационной системе или до ввода в эксплуатацию указанной системы на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2015–2016 гг. (далее – Особенности), утвержденных приказом Минэкономразвития России № 182, Казначейства России № 7н от 31.03.2015.

Данными Особенностями установлен лишь срок размещения плана-графика в единой информационной системе.

Ни Законом № 44-ФЗ, ни Особенностями не устанавливается запрет на осуществление закупки сразу после размещения плана-графика в единой информационной системе. Согласно п. 6 Особенностей заказчик обязан выждать 10 дней с даты внесения изменений в план-график прежде, чем начать осуществление закупки, но в данной ситуации размещается сам план-график, а не вносятся в него изменения, поэтому заказчик может сразу после размещения плана-графика в единой информационной системе или разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, или заключить контракт (если не предусмотрено размещение в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки).

В каких случаях можно отклонять участника двухэтапного конкурса на первом этапе?

Особенности проведения двухэтапного конкурса изложены в ст. 57 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ). При проведении двухэтапного конкурса на первом его этапе участники двухэтапного конкурса обязаны представить первоначальные заявки на участие в конкурсе, содержащие предложения в отношении объекта закупки без указания предложений о цене контракта (ч. 4 ст. 57 Закона № 44-ФЗ).

Далее, на первом этапе двухэтапного конкурса конкурсная комиссия проводит с его участниками, подавшими первоначальные заявки на участие в двухэтапном конкурсе, обсуждения любых содержащихся в этих заявках предложений участников такого конкурса в отношении объекта закупки. При обсуждении предложения каждого участника двухэтапного конкурса конкурсная комиссия обязана обеспечить равные возможности для участия в этих обсуждениях всем участникам двухэтапного конкурса. На обсуждении предложения каждого участника такого конкурса вправе присутствовать все его участники (ч. 5 ст. 57 Закона № 44-ФЗ).

Результаты состоявшегося на первом этапе обсуждения фиксируются конкурсной комиссией в протоколе, который подписывается всеми присутствующими членами конкурсной комиссии по окончании первого этапа конкурса и не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанного протокола, размещаются в единой информационной системе (ч. 7 ст. 57 Закона № 44-ФЗ).

В свою очередь, на втором этапе двухэтапного конкурса конкурсная комиссия предлагает всем участникам двухэтапного конкурса, принявшим участие в проведении его первого этапа, представить окончательные заявки на участие в двухэтапном конкурсе с указанием цены контракта с учетом уточненных после первого этапа такого конкурса условий закупки (ч. 12 ст. 57 Закона № 44-ФЗ).

При этом, участник двухэтапного конкурса, принявший участие в проведении его первого этапа, вправе отказаться от участия во втором этапе двухэтапного конкурса (ч. 13 ст. 57 Закона № 44-ФЗ).

Таким образом, из буквального толкования ч. 12 ст. 57 Закона № 44-ФЗ следует вывод, что отклонение заявки участника возможно только по результатам проведения второго этапа двухэтапного конкурса.

Как определить дату вступления в силу решения заказчика о расторжении контракта в одностороннем порядке?

Согласно ч. 12 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение 3 рабочих дней с даты принятия указанного решения:

  • размещается в единой информационной системе (на официальном сайте http://www.zakupki.gov.ru);
  • направляется поставщику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю).

Выполнение заказчиком указанных требований считается надлежащим уведомлением поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении 30 дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.

В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона № 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через 10 дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Таким образом, в данном случае решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через 10 дней с даты получения заказчиком уведомления о вручении поставщику заказного письма с уведомлением о вручении.

Согласно ч. 1 ст. 2 Закона № 44-ФЗ законодательство РФ о контрактной системе основывается, в т. ч., на положениях Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ). В соответствии со ст. 191 ГК РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которым определено его начало.

Следовательно, например, если уведомление о вручении получено заказчиком 17.11.2015, десятидневный срок начинает истекать с 18.11.2015, и контракт считается расторгнутым с 28.11.2015.

Какие требования к участникам в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ должен установить заказчик при осуществлении закупки услуг по сбору, транспортировке и размещению бытовых отходов I–IV классов опасности?

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг в целях обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) при осуществлении закупки заказчик устанавливает в качестве одного из единых требований к участникам закупки соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В соответствии с п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон № 99-ФЗ) деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности подлежит обязательному лицензированию.

Следовательно, при закупке услуг по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности заказчик обязан установить в извещении, документации о закупке требование о наличии у участников закупки соответствующей лицензии.

В соответствии с п. 5 ст. 4 Закона № 99-ФЗ особенности лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности, в т. ч., в части, касающейся порядка принятия решения о предоставлении лицензии, срока действия лицензии и порядка продления срока ее действия, приостановления, возобновления и аннулирования действия лицензии, могут устанавливаться федеральными законами.

При этом согласно ч. 3.1 ст. 23 Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об отходах производства и потребления”, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (далее – Закон № 458-ФЗ) юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I–IV классов опасности, обязаны были получить лицензию на ее осуществление до 01.01.2016. После 01.01.2016 осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.

В соответствии с ч. 3 ст. 23 Закона № 458-ФЗ лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I–IV классов опасности, выданные до 01.07.2015, сохраняют свое действие до 01.01.2019. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I–IV классов опасности, вправе переоформить их на лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности.

Таким образом, участники, имеющие лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I–IV классов опасности, выданные до 01.07.2015, вправе принимать участие в закупках услуг по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности.

В сложившейся ситуации заказчик в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ в извещении, документации о закупке обязан установить требование о наличии у участников закупки следующих документов:

  • лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I–IV классов опасности (в случае, если лицензия выдана до 01.07.2015);

или

  • лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности (в случае, если лицензия выдана после 01.07.2015).
Какая административная ответственность грозит заказчику за необоснованный отказ от заключения контракта?

В соответствии с ч. 9 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в ч. 11.12 и 2.1(при наличии таких требований) ст. 31 Закона № 44-ФЗ, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.

Также, при осуществлении закупок лекарственных препаратов, которые включены в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в дополнение к основанию, предусмотренному ч. 9 ст. 31 Закона № 44-ФЗ, отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что:

1) предельная отпускная цена лекарственных препаратов, предлагаемых таким участником закупки, не зарегистрирована;

2) предлагаемая таким участником закупки цена закупаемых лекарственных препаратов (в случае, если участник закупки является производителем таких лекарственных препаратов или если при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд начальная (максимальная) цена контракта превышает 10 млн руб., а при осуществлении закупок для обеспечения нужд субъекта РФ, муниципальных нужд начальная (максимальная) цена контракта превышает размер, который установлен высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ и составляет не более 10 млн руб.) превышает их предельную отпускную цену, указанную в государственном реестре предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, и от снижения предлагаемой цены при заключении контракта участник закупки отказывается (ч. 10 ст. 31 Закона № 44-ФЗ).

Иных случаев отказа от заключения контракта с победителем законом не предусмотрено.

Согласно ч. 1 ст. 7.32 КоАП РФ нарушение сроков заключения контракта или уклонение от заключения контракта влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 50 тыс. руб.

Таким образом, произвольный отказ заказчика от заключения контракта, не основанный на нормах права, может повлечь наложение штрафа на должностных лиц заказчика в размере 50 тыс. руб.

Когда  у заказчика появляется обязанность формировать идентификационный код закупки?

В первую очередь заказчикам предстоит сформировать идентификационный код закупки при составлении плана закупок. До этого периода у заказчика нет обязанности формировать идентификационный код закупки.

В соответствии с ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) идентификационный код закупки указывается в плане закупок, плане-графике, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, в контракте, а также в иных документах, предусмотренных Законом № 44-ФЗ.

Напоминаем, что в настоящий момент заказчик осуществляет планирование согласно ч. 2 ст. 112 Закона № 44-ФЗ в соответствии с особенностями, установленными приказом Минэкономразвития России №  182, Казначейства России № 7н от 31.03.2015, и размещает не планы закупок и не планы-графики, а планы-графики размещения заказа

То есть, идентификационный код закупки будет указываться в документах о  планировании на 2017 г., не смотря на то, что в соответствии с ч. 2 ст.  114 Закона № 44-ФЗ ст. 23 Закона № 44-ФЗ уже вступила в силу.

В соответствии с ч. 8 ст. 17 Закона № 44-ФЗ план закупок формируется бюджетным учреждением в соответствии с требованиями настоящей статьи при планировании финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения и утверждается в течение десяти рабочих дней после утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения.

Планы-графики формируются уже с учетом сформированного плана закупок (ч. 2 ст. 21 Закона № 44-ФЗ). Обязанность заказчика указывать идентификационный код закупки в извещении о проведении закупки появится с 01.01.2017, т. к. п. 3 ст. 42 Закона № 44-ФЗ, указывающий на такую обязанность, в соответствии с ч. 3 ст. 114 Закона № 44-ФЗ вступит в силу с 01.01.2017.

Обязан ли заказчик выкладывать отдельно товарную накладную или акт оказанных услуг до оплаты в реестре контрактов?

Документы о приемке должны быть размещены заказчиком в течение 3 рабочих дней со дня подписания соответствующих документов.

Порядок и сроки размещения информации в реестре контрактов определены ст. 103 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ).

Так, согласно ст. 103 Закона № 44-ФЗ установлено, что в реестр контрактов включаются, в т. ч. следующие документы и информация:

  • информация об исполнении контракта, в т. ч. информация об оплате контракта, о начислении неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом, стороной контракта (п. 10 ч. 2 ст. 103 Закона № 44-ФЗ);
  • документ о приемке в случае принятия решения о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги (п. 13 ч. 2 ст. 103 Закона № 44-ФЗ).
Следует обратить внимание, что данные документы не взаимосвязаны между собой, т. е. могут размещаться заказчиком отдельно в зависимости от факта наступления того или иного события (приемки или оплаты)

Вместе с тем, согласно ч. 3 ст. 103 Закона № 44-ФЗ информация, указанная, в т. ч. в пп. 10 и 13 ч. 2 ст. 103 Закона № 44-ФЗ, направляется заказчиками в Федеральное казначейство (размещается в реестре контрактов) в течение трех рабочих дней с даты, соответственно, изменения контракта, исполнения контракта, расторжения контракта, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.

Исходя из буквального толкования вышеуказанных норм, следует, что данные информации заносятся в реестр контрактов в течение 3 рабочих дней со дня наступления того или иного события.

Следовательно, в случае, указанном в вопросе, со дня подписания документа о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги заказчику необходимо данные документы разместить в реестр контрактов в течение 3 рабочих дней.

Аналогичный вывод содержится в письме Минэкономразвития России от  13.03.2014 № ОГ-Д28-1757.